Якорные стоянки.

Реальный случай произошедший в июле 2018 года.

Немного философии, про цепочку событий, метеорологию и грунты якорных стоянок!

Прекрасный остров Айла, аж с 8ю вискокурнями, очень красивый. С погодой нам повезло - легкий ветерок солнце, но надо возвращаться назад в Обан. Запланировал якорную стоянку на северо-западном побережье Айла, чтобы не спешить по пути половить рыбку, ветер как раз юго-восточный по прогнозу с порывами не более 20 узлов, пойдем под прикрытием острова - уж сдюжим как-нибудь .

Вышли около 15 00, ветер как-то совсем не 20 узлов - а намного больше, но ничего, нам пройти 5 миль бейдевиндом и потом весь путь вроде как по прогнозу бакштаг да фордак должен быть.
Шотландия яхта

Заворачиваем за остров и ветер порывами начинает достигать 30 узлов, так это ладно он еще и заходит к восточному. Вспоминаю карту - наша якорная стоянка находится около фьорда который как раз идет на восток, понимаю что фигня - ветер будет разгоняться в трубе. Прошу из экипажа постоять на штурвале, сам смотреть карту - искать где следующая якорная стоянка. Постоять на штурвале - это в прямом смысле этого выражения, так как автопилота на нашем океанисе 500, 1992 года выпуска - нет, не принято у шотландцев ставить автопилоты на яхты, да и зачем - кругом скалы мели. На карте нахожу следующую якорную в 15 милях, на острове Жура (вискарь такой есть), но там тоже все не просто, тоже есть фьорд правда он не четко на восток тянется, а немного севернее.

Потихоньку начинаю готовить экипаж к тому - что придется чуть больше пройти чем планировали, с неохотой как то народ принимает, говорит - может попробуем, конечно попробуем может я ошибаюсь.

К закату, это по шотландски около 22 00, подошли к первой якорной стоянки. Вот он фьорд, ветер свищет за 20 узлов и по-прежнему держится с востока, а стоянка хорошо только с севера, да северо-запада защищена, понимаю - что надо вставать к побережью ближе, но это совсем не там где якорек на карте нарисован. 

Где якорек нарисован есть буковка S то есть - Sand - песок. Песок очень хорошо держит якорь, может чуть хуже чем ил, но это все равно очень хороший грунт, а вот под берегом страшная буква R - rock - то есть скала, но скала это пол беды, они бывают поросшие водорослями, хотя на картах часто не обозначают, может из за того что их там не было, а они возьми да вырасти.
карта якорных стоянок

Моя команда по прежнему за якорную стоянку, поэтому прижимаемся к берегу, бросаем якорь. Операция не самая приятная в ветер более 20 узлов, на яхте в 20 тонн весом и без подруливающего устройства. Как только яхта останавливается - то сразу нос начинает валить вправо или влево и тут главное работа матроса который отдает якорь, надо выбрать такую скорость отдачи якоря при которой цепь не будет провисать - так как поле этого последует рывок, и сильно не натягивать ее так как якорь будет ползти.
Выкладываем почти всю цепь - это 60 метров, и слышу не приятный звук как цепь и якорь ползут по каменному грунту, нос против ветра не встает, да и пеленг на берег меняется.

Теперь самое сложное его выбрать , так как ветер сильный и поднимать его лебедкой без помощи двигателя не возможно, а как только ты начинаешь идти на якорь то чуть прослабив цепь , нос начинает нести в одну из сторон, после этого следует сильный рывок.

Якорь подняли, лебедка сдюжила не взирая на почтенный возраст яхты. Экипаж начинаю готовить к тому - что и на следующей стоянке можем не встать. 
Ветер свищет, волны большой нет, так как остров прикрывает.

Солнце давно зашло, только зарево на севере. Сначала удивлен, потом вспоминаю астронавигацию, а, ну да, на севере должно быть, это же лето в северном полушарии, ось земли в положении когда она Арктику солнцу подставляет, и зарево видно через северный полюс. Что еще делать, когда тебе авторулевым приходиться работать. 
Вспомнил разговор с Шарли - управляющий верфью Пого. Когда мы перегоняли 30 футовую яхту через Бискайский залив до Гибралтара и это было в январе. Он всячески отговаривал нас идти зимой и подождать весны, завлекал стоимостью стоянки за 100 евро в месяц, угрожал страшной погодой, главным аргументом был рассказал про цепочку событий ведущих к катастрофе.
Яхта морской ветер

Действительно, мы с ним согласились - что одно незначительное событие цепляется за другое и потом это все заканчивается плохо! Как пример: пилоты садясь в самолет ни когда не думают, а что бы нам сегодня не включить обогрев трубок пито, которые потом замерзают и перестают мереть скорость, в итоге - самолет падает. Скорее всего этому предшествовала цепочка событий. Может: усталость, стресс, неурядицы дома. Ты думаешь - что все делаешь правильно, а на самом деле отвлекся на какую-нибудь ерунду и забыл прочитать строчку в чеклисте, и второй пилот что то вспомнил не вовремя и отвлекся - когда должен был включить тумблер и вот тебе готовая катастрофа. 
На этих "позитивных" размышлениях мы подошли ко второй якорной стоянке.

Здесь два места где можно встать на якорь. Увидели огонь, прямо в районе где якорек нарисован на карте, обрадовались -что не одни мы собираемся здесь пережидать непогоду. Стали подходить ближе и понимаем - что огонь то на берегу. Подобрались как можно ближе к берегу, бросили якорь, вроде держит - но ветер сильный, берег далековато - волна разгоняется, ближе глубины не позволяют подойти. Смотрю соседняя бухта с большими глубинами да и береговая линия там выше, вроде лучше должна закрывать. Решаем перейти туда. Бросаем якорь, выдаем всю цепь - якорь не держит, поднимаем, на якоре огромный куст водорослей. Команда хочет встать в первой бухте.

Вспоминаю про "цепочку событий" начинаю задумываться - куда же моя цепочка-то ведет? Понимаю что спать ночью не придется, до марины ближайшей - еще 25 миль идти, ох как мне это что-то напоминает. Начинаю все прокручивать в голове, надо принимать решение. Усталость вроде не сильная - и по более не спать приходилось. Что то еще? Огни навигационные - работают, карты и электронная навигация - есть. Приливы! Точно надо посмотреть на ближайшее место приливы. Вспоминаю, что в порту Хелен приливы были всего 20 см, но в Обане почти 4 метра. Нахожу в таблице приливов - что здесь прилив 3 метра, и там где мы встали первый раз - стоять нельзя, вода должна уйти - вот оно недостающее звено. Решение однозначное - идти до марины.
Рассвет яхта

Далее: 25 миль без автопилота, красивый северный рассвет и швартовка в марине при полном штиле! К чему я это, не всегда надо следовать намеченному плану, иногда полезно просто отвлечься и подумать - а правильно ли я все делаю и куда меня это может привести!

Алексей Трофимов