Устройство парусной яхты.

Устройство парусной яхты состоит из следующих основных элементов:

Корпус яхты

Стеклопластиковые корпуса

- самый популярный для строительства материал это стеклопластик. Такие корпуса производятся серийно, с использованием матрицы, принцип производства можно сравнить с игрой в куличики в песочнице. Как в формочку засыпают песок, так и в матрицу кладут слои стеклоткани или другого материала, который будет основой корпуса, далее пропитывают связующим материалом - смолой, например. Есть еще много добавок, которые добавляют в смолу, для улучшения свойств корпуса яхты, таких как: эластичность, прочность, цвет. При массовом производстве, корпуса получаются не дорогие, поэтому эта технология используется на всех современных верфях при массовом производстве. Еще одно достоинство - это вес. При использовании таких материалов как углепластик или кевлар, корпус поулчается очень легкий, но цена его выростает в разы.  Из минусов- стеклопластиковые корпуса подвержены осмосу, это просачивание молекул кислот, которые находятся в воде,  через микротрещины в декоративном покрытии - гелькоуте, из за этого начинают надуваться пузыри и разрушать подводную часть яхты.  

Деревянные корпуса.

Постройка из дерева -это самый древний способ строительства судов, такие корпуса получаются достаточно прочными, и имеют как преимущества так и недостатки. К недостаткам можно отнести: подверженность к гниению, такие корпуса необходимо  покрывать защитным слоем, например - лаком. Соответственно они требуют постоянного ухода, и требуют большого вложения денег или времени. При подъеме яхты из воды и хранении на берегу - деревянные поясья могут рассыхаться, поэтому при спуске на воду, яхта может по началу набирать воду, до тех пор пока поясья не разбухнут. Из плюсов: дерево более экологичный материал, не требует дополнительной термоизоляции внутри, легко ремонтируется - в случае ремонта часть корпуса просто вырезается и вклеивается новая. Есть даже такая пословица -"Деревянная яхта живет столько, сколько за ней ухаживают". Есть разные методы построения корпусов из дерева, может использоваться фанера, или диагональная обшивка из реек, есть клинкераная обшивка когда поясья кладутся друг на друга внахлест.

Стальные корпуса

Из стали корпуса получаются довольно долговечные, но не очень легкими, поэтому этот материал чаще используется для строительства яхт  больших размеров. К минусам можно отнести: это нестойкость к коррозии. Сейчас есть много защитных грунтов и красок которые позволяют очень качественно защитить стальной корпус. При строительстве обязательно надо использовать термоизоляцию. особенно выше ватерлинии, она позволит предотвратить процесс образования конденсата, а соответственно и развития коррозии. У таких корпусов требуется проверять качество швов, соединяющих элементы корпуса. Бывали случаи когда появлялась трещина в стальном шве и экипаж не мог найти место, откуда поступает вода, в итоге - яхта тонула.

Еще бывают корпуса из армоцемента, но это порождение советской эпохи, когда материал был в дефиците. Такие корпуса не прижились и не получили широкого распространения. 

Элементы корпуса

При классической постройке корпуса используются такие элементы набора как: шпангоуты - ребра поперечной жесткости, стрингера - ребра продольной жесткости, бимсы полубимсы - поперечная балка поддерживающая палубу, пиллерсы - колоны поддерживающие палубу и много дуругих разным терминов, почти забытых в совремннном яхтостроении.  На современных стеклопластиковых корпусах остались разве что - шпангоуты и пиллерсы.

Палуба -

горизонтальная поверхность корпуса по которой перемещается экипаж. Боковое пространство, между бортом и надстройкой называется потопчины.  На палубе установленны такие элементы как: утки, полуклюзы, погоны стаксель шкота, вантпутенсы, штагпутенсы, фальшборт, рейлинги, леерные стойки, всевозможные скобы для крепления такелажа.

Палубная надстройка  -

возвышение на палубе предназначенное для увеличения объема внутреннего пространства яхты иногда называют ее рубкой, если внутри находится пост управления.

Ватерлиния -

линия контакта корпуса с поверхностью воды. Часто обозначается полосой, которая отделяет зону необрастающего покрытия подводной части яхты, от надводного борта.

Фальшборт Gunwale -

Возвышение на краю палубы, предназначенное для удобства и безопасного перемещения экипажа во время крена яхты. Проще говоря - чтобы  нога не соскальзнула за  борт во время крена.

Устройство яхты

Пиллерс Pillar -

элемент вертикального набора судна, предназначен для усиления палубы в районе установки мачты.

Устройство яхты

Шторм леер  Safety leash -

натягивается от кормы до носа и служит для закрепления работающего на палубе экипажа с помощью страховочных концов. Принцип работы, как у струны натянутой для сторожевой собаки, по которому ездит ее поводок,  вроде дает свободу перемещения но определенных границах.

Устройство яхты

Шпангоут Boat frame -

ребро поперечной жесткости. На фото виден вантпутенс , служащий для снятия нагрузки с палубы и передачи ее на шпангоут, возникающий от вант.  

Устройство яхты

Талрепы   Turnbukcle -

устройство служащее для натяжение стоячего такелажа, в частности вант. Талреп крепится к вантпутенсу, который передает нагрузку  на шпангоут.

Устройство яхты

Форштевень   Cutwater -

в класическом судостроении на форштевне соединялись борта судна, проще говоря это передняя часть корпуса которая разрезает волну.

Устройство яхты

Якорный ящик   Anchor locker -

служит для хранения якорной цепи.  Иногда в нем установлена электрическая лебедка предназначенная для подъема и отдачи якоря.

Устройство яхты

Леерная стойка Stanchions-

вертикальный элемент поддерживающий леера.

 Устройство яхты

Леера Lifelines-

троса натянутые между рейлингами, огораждения, обеспечивают безопасное перемещение экипажа по палубе, а также за леера привязываются кранцы (накаченные воздухом баллоны защищающие борта судна, кто-то из учеников назвал их - кабачками).

Устройство яхты

Кормовой релинг Pushpit -

огорождение в районе кормы, обеспечивающее безопасность экипажа.

Устройство яхты

Носовой релинг Pulpit -

жесткое ограждение, обеспечивающее безопасною работу экипажа на палубе с передними парусами, а также якорем.

Устройство яхты

Утки Cleat -

устройство предназначенное для закрепления швартовых концов.

Устройство яхты

Полуклюзы Open chock -

приспособление предотвращающие перетирание концов и снимающие нагрузку с утки.

Устройство яхты

Кокпит -

углубление в палубе, предназначенное для комфортного размещения экипажа и убдобства его работы с такелажем. На крейсерских яхтах, делается выше ватерлинии, имеет самоотливную конструкцию, для отвода воды которая может попасть от набежавшей волны или дождя. В кокпит выведен бегучий такелаж, для удобства управления парусами, также находится орган управления яхтой: штурвал или румпель.

Штурвал Wheel- 

предназначен для управления яхтой. Принцип устройства: вращательное движение от штурвала, предается через систему блоков и шестеренок в поступательное движение на  штуртросы, они поворачивают сектор установленный на баллере (ось) пера руля. На яхтах со штурвалом, обязательно есть запасной румпель, который крепится напрямую к баллеру и позволят управлять яхтой в случае выхода из строя основной систему управления.   
Устройство яхты

Перо руля  Rudder -

вертикальный поворотный плавник закрепленный на оси (баллер). Предназначенное для изменение направления движения яхты, за счет откланения набегающего потока.

Устройство яхты

Фальшкиль Keel -

плавник выполняющий две функции: сопротивление дрейфу, противодействие опрокидыванию судна (т.е обеспечение его остойчивости). Так как в нижней части фальшкиля сосредоточен дополнительный вес, иногда он имеет утолщение - называемое бульбом. Иногда фальшкиль, называют килем, но это не правильно.  Килем - называется продольная балка в наборе корпуса идущая от носа до кормы. За свою историю существования, киль из балки вдоль корпуса перерос в плавниковый фальшкиль и стал отдельно прикрепленными элементом корпуса.

  В современной концепции парусного судостроения, в частности у гоночных яхт, у фальшкиля отобрали первую функцию - сопротивление дрейфу, сделав его качающимся - для более эффективного откренивания, и отдали ее швертам, которые в свою очередь модифицировались в "крылья" или "foil"-ы получив еще одно назначение - это разгрузка корпуса на больших скорость, т.е. уменьшение смачиваемой поверхности корпуса и кренящего момента, соответственно увеличение скорости.

Шверты также используются на классических голландских судах, "Лемстераках" они меняются в зависимости от галса судна (ветер слева, ветер справа), здесь они позволяют уменьшить осадку судна, для прохода его по мелководью. Остойчивость достигается в этом случае за счет широкого плоского дна и уложенного баласта (дополнительного веса), на дно внутри корпуса.

Устройство яхты

Рангоут  

Это элемент судна предназначенный для установки и поддержания формы, парусов. Бывает подвижный и не подвижный. К подвижному рангоуту относятся: гики, гафели, реи. К неподвижному рангоуту относятся: мачты, бушприты (хотя на некоторых современных яхтах, бушприты стали делать отклоняющими в плоскости палубы, для более эффективной работы несимметричных парусов на попутных курсах). Материал используемый для производства рангоута: дерево, специальные сплавы обеспечивающие достаточную гибкость и прочность, углепластики. 

Мачта Mast-

относится к неподвижному рангоуту, хотя на некоторых судах это очень сомнительно, так как она бывает поворотной - вроде как подвижной, а на современных гоночных тримаранах еще и наклонной. Мачты можно разделить на два основных типа: это с устройством предназначенным для закручивания паруса внутрь мачты  - облегчает работу с парусом, но не позволят сделать более эффективный аэродинамический профиль; второй тип - когда парус поднимается по ликпазу и при уборки складывается на гик, в этом случае может быть применена схема паруса с латами которая и представлена внизу.

Устройство яхты

Гик Boom -

подвижный рангоут предназначенный для крепления нижней шкаторины паруса, в частности грота. 

Устройство яхты

Клотик Masthead - 

термин из классического набора судна, изначально означал утолщение на оконечности рангоута. На современных яхтах, клотик стал не просто оконечностью, например мачты,  а основой для крепления таких элементов как: блоки для проводки фалов и топинантов, стоячего такелажа, навигационных огней, всевозможных антенн.

Устройство яхтыУстройство яхты

Вендекс и анемометр Windex  anemometer -

прибор предназначенный для измерения скорости и направления ветра. Через кабель информация передается на приборы установленные в кокпите.
Устройство яхты

Антенна VHF Antenna VHF -

предназначена для передачи радиосигнала в эфир. Устанавливается на мачте для обеспечения более большого радиуса покрытия. Так как - VHF, расшифровывается (Very High frequency - очень высокая частота), в российской терминологии принят термин УКВ (Ультра Короткие Волны), это две разных характеристики одного и того же явления, распространяется в зоне прямой видимости, поэтому чем выше антенна тем дальше распространение сигнала. Кабель прокладывается внутри мачты, а радиостанция установлена на рядом со штурманским столом в кают-компании.

Устройство яхты

Антенна GPS   Antenna GPS -

внешняя антенна спутникового навигатора принимающая сигналы от спутников, иногда ставят внутри пластикового корпуса яхты. Пластиковый корпус не создает помех, так как он радиопрозрачен.

Устройство яхты

Радиолокатор Radar -

прибор предназначен для обнаружения объектов на море. Приницип работы радиолокатора следующий - посылается сигнал, он отражается от объекта после этого принимается обратно. Позволяет обнаружить на море как суда так и форму береговой линии. Очень полезен при ограниченной видимости.     

Устройство яхты

Радиолокационный отражатель Radar reflector -

трубка с металлическими пластинами, расположенными под разными углами, предназначенная для отражения сигнала  от радиолокатора.

Устройство яхты

Такелаж -

система концов поддерживающая и позволяющая управлять парусами и рангоутом. Подразделяется на бегучий и стоячий.

Стоячий такелаж -

служит для поддержания неподвижного рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, форштаги, ахтерштаги.

Ахтерштаг Backstay -

стоячий такелаж оттягивающий мачту в сторону кормы.

Устройство яхты
Форштаг с обтекателем Forestay fairing -

форштаг это стоячий такелаж предназначенный для оттяжки мачты в сторону носа, обтекатель - сделан из металлического или пластикового профиля, используется для крепления стакселя по передней шкаторины к форштагу с помощью ликпаза, в который заходит ликтрос пришитый к передней шкаторине стакселя.

Устройство яхты
Ванты Shrouds -

стоячий такелаж предназначенный для оттяжки мачты к бортам.

Устройство яхты
Краспица Spreader -

поперечный упор предназначенный для повышения жесткости мачты и передачи с нее нагрузки на ванты.

Устройство яхты
Бегучий такелаж -

Служит для постановки и управления парусами. К бегучему такелажу отностся: шкоты, фалы, топенанты, сезьни, оттяжки, закрутки.

Грота фал Mainsail halyard -

бегучий такелаж предназначен для подъема грота на мачту.

Устройство яхты

Грота шкот Outhaul -

бегучий такелаж крепит шкотовый угол грота к гику. Натяжение гроташкота  меняет форму паруса, его так называемое пузо - делая его более полным или более плоским.

Устройство яхты

Гика шкот Main sheet -

предназначен для настройки угла атаки грота относительно ветра. 

Устройство яхты
Оттяжка гика Boom Vang -

бегучий такелаж препятствует подъему гика вверх в следствия силы возникающий на парусе от ветра. Позоляет настроить скручивание паруса по вертикали.

Устройство яхты
Топенант Topping lift -

бегучий такелаж предназначенный для поддержания гика в горизонтальном положении при убранном парусе.
Устройство яхты

Стаксель фал Halyard jib, genoa -

бегучий такелаж предназначен для подъема стакселя на форштаге. На рисунке вы видите стаксель с механизмом закрутки вокруг форштага, поэтому стаксель фал закреплен за барабан который позволяет вращать форштаг с обтекателем при этом не вращая фал.

Устройство яхты

Стаксель шкот Genoa, jib sheet -

бегучий такелаж, предназначен для настройки угла атаки стакселя относительно ветра.

 Устройство яхты

Шкотовая лебедка  Sheet winch -

предназначена для работы с бегучим такелажем, позволяет увеличить силу используемую для натяжения концов. Как правило шкотовые лебедки - двух скоростные. В зависимости от того, в какую сторону вы вращаете ручку, меняется скорость вращения барабана, и соответственно усилие прилагаемое к шкоту.

Устройство яхты

Каретка стаксельшкота Genoa, jib car -

установлена на погоне стаксель шкота, и перемещается по нему. Предназначена для изменения угла приложения стаксельшкота, для изменения формы стакселя, его скручивания по вертикале т.е. твиста.

Устройство яхты

Погон стаксельшкота Genoa,Jib track -

устанавливается на палубе, по погону как по рельсу перемещается каретка стаксельшкота. 

Погон стаксель шкота
Фаловый угол грота Mainsail head -

верхний угол паруса к которому крепиться фал.

Устройство яхты

Латы Battens -

продольные, легкие, гибкие пластины обеспечивающие жесткость задней шкаторины, так же позволяют увеличить площадь паруса в верхней его части. Латы бывают - сквозные, это когда лата идет от задней шкаторины до передней, часто такую схему применяют на катамаранах и гоночных яхтах. Одно время были попытки сделать паруса с вертикальными латами, для использования таких парусов с закруткой в мачту, но такая схема не прижилась.

Устройство яхты

Задняя шкаторина Leech -

задняя кромка грота, имеет усиление в виде нескольких слоев ткани или тонкого конца (булиня), натяжение которого можно менять.

Устройство яхты
Рифбанты   Reefpoints -

небольшие тонкие кончики или как их еще называют шкерты, а еще проще веревочки :), предназначены для подвязывания не рабочей части паруса при взятии рифов.
Устройство яхты

Рифсезьни     Reefing lines -

бегучий такелаж предназначенный для уменьшения площади паруса, в частности грота. Принцип работы: конец крепится на гике проходит через кольцо или блок прикрепленный к задней шкаторине,  проходит сквозь гик,  далее через блок закрепленный на передней шкаторине, проведен на фаловую  лебедку. При натяжении рифсезни, надо травить  грота фал, нижняя часть грота становится нерабочей, ее можно подвязать рифбантами. Иногда вместо блока на передней шкаторине ставится кольцо, которое, при взятии рифов, цепляется за крючок или карабин, установленный в месте крепления гика к мачте.    

Устройство яхты
Шкотовый угол   Clew -

угол паруса к которому прикреплен гроташкот.

Устройство яхты
Брандерщит  Door panel -

панель закрывающая вход в каюту.

Устройство яхты

Световой маркер  Floating light -

плавающий буй предназначенный для обозначение места, где упал человек за борт. В нерабочем положении буй храниться в перевернутом положении, когда его кидают в воду он переворачивается и у него загорается лампочка.

Устройство яхты

Винт    Рropeller -

он же - гребной винт,  движитель который приводит в движение яхту. Есть две системы привода: так называемая sail drive или нога в простонародье, вторая система - с помощью прямого вала идущего от трансмиссии. На яхтах иногда ставят складывающиеся винты, для того чтобы снизить сопротивление его в воде при переходе под парусом.  

Устройство яхты

Двигатель     Engine -

ваше спасение в штиль  и  незаменимая вещь при швартовке в марине:) если серьезно - то не самое простое устройство на яхте, как правило дизельный.  

Устройство яхты

Кингстоны    Sea Cock -

в простонародье вентиля. Любые коммуникации которые имеют контакт с окружающей средой через корпус, обязательно имеют кингстоны. В случае нарушения герметичности, кингстон можно легко закрыть - что  предотвратит ваше затопление!  

Устройство яхты

Масляный щуп Oil Dipstick - 

предназначен для проверки уровня масла в двигателе.

Устройство яхты

Резонатор   Resonator -

можно сказать  это короб или бочонок, через который идет выхлоп с охлаждающей забортной водой.  Предназначен для предотвращения попадания забортной воды в двигатель. 

Устройство яхты
Гальюн   Toilet -

он же сортир! :) Есть нюанс, в отличие от обычного туалета - он прокачной, поэтому очень капризный, может засориться даже косточками от оливок, причем съеденными.

Устройство яхты

Закрутка стакселя   Furling Genoa - 

барабан с намотанной на него концом. Принцип действия: при вращении барабана происходит наматывание стакселя на форштаг с обтекателем, барабан приводится во вращение концом намотанным не него. Для постановки стакселя, достаточно потянуть за стаксель шкот, и он размотается,  а конец закрутки стакселя намотается на барабан.  

Устройство яхты

Галсовый угол стакселя   Jib Tack - 

передний нижний угол стакселя.

Устройство яхты
Галсовый угол грота    Main sail Tack -

передний нижний угол паруса.

Устройство яхты

Нижняя шкаторина грота и стакселя    Foot of jib, mainsail -

нижняя кромка стакселя и грота, имеет усиление в виде нескольких слоев ткани или тонкого конца, натяжение которого можно еще менять.

Устройство яхты

Колдунчики   Telltales - 

тонкие полоски ткани или веревочки, крепящиеся к парусу с двух сторон. Показывают как происходит обтекание паруса воздшным потоком, предназначены для тонкой настройки паруса. В случае если внешние и внутренние колдунчики параллельны друг другу, то парус настроен правильно. 


Устройство яхты

Передняя шкаторина стакселя  Luff -

Передняя кромка стакселя имеет приспособление для крепления к форштагу, это ликтрос вставленный в ликпаз обтекателя форштага или карабины непосредственно цепляющие за форштаг.

Устройство яхты

Передняя шкаторина грота  Luff -

передняя кромка грота, которая крепится к мачте. На картинке изображен грот прикрепленный к мачте с помощью ползунов, которые перемещаются в ликпазе.

Устройство яхты

Фаловый угол стакселя   Head jib, genoa -

угол стакселя к которому крепится фал.

Устройство яхты
План теоретических занятий в яхтенной школе
План практических занятий в яхтенной школе
План походов регат

Устройство яхты
Автор Трофимов А.С.