Управление яхтой

Управление яхтой надо разделить на два подраздела: управление яхтой под парусами и управление яхтой под двигателем.  

Основной посыл, который вы должны запомнить и он верен для ситуации когда вы яхтой управляете под парусами и когда под двигателем, это то,  что - яхта не имеющая ход относительно воды - неуправляемая!!! 

Управление яхтой под парусами 

Постановка и уборка парусов.

Мы рассмотрим классическое парусное вооружение Шлюп, когда у нас есть грот и стаксель. 
Постановка стакселя. На современных крейсерских яхтах как правило стаксель уже установлен в ликпаз обтекателя форштага с помощью фала, и закручен вокруг него с помощью закрутки стакселя . Поэтому  термин "постановка стакселя", у большинства молодых яхтсменов связан именно с работой на закрутке стакселя. Стаксель ставится при любом курсе относительно ветра. Самый неблагоприятный курс для постановки стакселя это левентик, если стаксель более 100% то есть - его шкотовый угол заходит за мачту, то в раскрученном состоянии он будет иметь контакт с мачтой и вантами, при сильном ветре это может привести к его повреждению.

Грот ставится при курсе бейдевинд или левентик, это относится к классическому гроту с латами. Грот с закруткой  в мачту, можно поставить при разных курсах но только обладая богатым опытом и знаниями, я бы рекомендовал не экспериментировать, а ставить все таки в бейдевинд или левентик.

Часто спрашивают какой парус ставить первым? Если вы идете под двигателем, то лучше ставить сначала грот потом стаксель. Рекомендуется при постановке грота выбрать такой режим работы двигателя при котором яхта будет двигаться с минимальной скоростью но тем не менее оставаться управляемой.  

Если у вас вдруг отказал двигатель, то первым ставится стаксель, так как не важно каким курсом относительно ветра вы шли, вы его поставите при любом курсе. После того как яхта наберет ход и станет управляемой, вам надо перейти на курс бейдевинд, а уже в бейдевинд вы спокойно сможете поставить грот.  При постановке грота в бейдевинд при работающем стакселе есть большой плюс - яхта будет более устойчива, так как ветер создает нагрузку на стаксель и ее будет меньше качать на волне.

Вымпельный и истинный ветер. 

Понятие вымпельного ветра и истинного. Для тех кто знает что такое сложение векторов - все очень просто. Вымпельный ветер - Это сумма вектора скорости ветра и вектора скорости яхты.

 Для тех кто не силен в геометрии -  давайте представим с вами картину - Вася Пупкин стоит  на дороге, ветра нет. Соответственно наш Вася будет ощущать ветер равный по силе нулю. Вася вспомнил - что ему надо что то купить в магазине,  и он пошел  со скоростью 5 км в час. Ветер который будет обдувать Васю будет равен скорости 5 км в час - это будет вымпельный ветер.  Хотя истинный по прежнему остался равен нулю.
 
Другая ситуация - Вася Пупкин стоит на дороге и ветер ему дует в лицо со скоростью 5 км в час, т.е. истинный ветер - 5 км в час, вымпельный который ощущает товарищ Пупкин равен тоже 5 км в час. Вася пошел в магазин со скоростью 5 км в час, против ветра.  Вымпельный ветер воздействующий на Васю будет равен аж целых 10 км в час, хотя истинный остался - 5 км в час. Тут вдруг наш любитель шопинга вспомнил, что он забыл деньги дома,  развернулся на 180 градусов и пошел в обратную сторону со скоростью 5 км в час. И произошло чудо Вася перестал ощущать ветер, т.е. вымпельный ветер стал равен нулю, хотя истинный остался равен  5 км в час.   

Тоже самое происходит и с яхтой, когда вы идете под углом на встречу к ветру то вымпельный ветер у вас будет больше истинного, так как вектор  скорости яхты прибавляется к вектору силы ветра.  На попутных курсах относительно ветра, соответственно будет происходить все наоборот вектор скорости яхты будет вычитаться из вектора скорости ветра и вымпельный ветер будет слабее чем истинный.

Курсы Галсы относительно ветра.

Здесь мы рассматриваем курсы относительно вымпельного ветра.

Левентик - встречный ветер. При этом ветре яхта идти не может. Это направление ветра в нос яхты  до 30 градусов с левого и правого борта.  Еще это направление называют мертвой зоной. При таком направлении ставят грот.

Бейдевинд - ветер под углом 30 - 70 градусов. Колдунчики показывают обтекание воздушным потоком стакселя, т.е. работает его аэродинамический профиль.  При этом курсе вымпельный ветер будет сильнее истинного.  Яхта может идти со скоростью превышающей скорость истинного ветра При таком направлении можно ставить грот и стаксель. Паруса выбираются в тугую, т.е. шкоты максимально натянуты.  Угол атаки парусов 25-30 градусов к вымпельному ветру.

Галфвинд - ветер под углом 70-120 градусов. При таком направлении если идти ближе 70 градусам - то вымпельный ветер будет сильнее истинного, а вот если ближе к 120 градусам - то вымпельный будет слабее истинного.  Угол атаки парусов 40-50 градусов к вымпельному ветру.

Бакштаг - ветер под углом  120- 150 градусов. При таком направлении вымпельный ветер будет слабее истинного.  Паруса не имеют аэродинамического профиля стоят поперек потока воздуха, шкоты максимально растравлены.  Рекомендуется не класть грот полотном на ванты и краспицы, в долгом походе особенно в океане где большая волна это приведет к протиранию полотнища паруса. Для предотвращения этого иногда ставят специальные протекторы на краспицы и ванты. Так же не рекомендуют чтобы гик касался вант, в случае переброски не достал противоположной ванты.

Фордевинд - ветер под углом 150 - 180 градусов. При таком положении надо ставить пруса на разные стороны, так как на одной стороне - грот будет перекрывать воздушный поток стакселю. Такой курс опасен тем - что возможна не произвольная переброска грота, если это произойдет при сильном ветре, велика вероятность повреждения такелажа и рангоута. Поэтому рекомендуется грот закрепить в сторону носа оттяжкой, которую называют - завал таль.  Паруса максимально растравлены не имеют аэродинамического профиля. Рекомендации для положения грота точно такие же как при бакштаге.

Каждый из курсов можно разделить на острый и полный.  Острый ближе к встречному ветру, а полный ближе к попутному ветру. Острый бейдевинд (иногда его называют гоночным) - это бейдевинд ближе к левентику, а вот полный бейдевинд - это бейдевинд который ближе к галфвинду.

Курсы и галсы относительно ветра

Термины используемые при маневрировании на яхте.

Привестись - изменить курс в сторону встречного ветра.
Увалиться  - изменить курс в сторону попутного ветра.
Например: вы шли галфвинд пошли бейдевинд - это вы привились, шли бакштаг пошли фордевинд  - это увалились.

Набить, выбрать -  подобрать, натянуть: шкоты, фалы.
Потравить- отпустить, ослабить: шкоты, фалы.

Повороты.

Поворотом в яхтинге называется смена галса. Существует два поворота.

Оверштаг

- пересечение линии ветра носом, т.е. поворот против ветра. Фордевинд - пересечение линии ветра кормой т.е. поворот по ветру.

Фордевинд

- поворот более опасный,  так как если не гасить амплитуду переброски грота,шкотами - то в сильный ветер велика вероятность повреждения такелажи и рангоута из за сильного удара гика об ванты.
Лавировка - частые повороты оверштаг. Используется когда ваша цель находится выше по ветру. Рекомендуется сначала делать более длинные галсы, по мере приближения к цели делать их более короткими.

Контргалс  - называется коротки галс, противоположный основному. Такая ситуация возникает когда ваша цель не четко против ветра, но и одним галсом в бейдевинд вы до нее не можете дойти. 

Левый галс, правый галс

- галсом называется сторона яхты на которую дует ветер. Ветер дует в левый борт яхты - левый галс, если ветер дует в правый борт яхты - правый галс. При попутном курсе галсом называется сторона противоположная положению основного паруса. При вооружении шлюп, основным парусом является - грот. Т.е. если грот стоит на правой стороне, то это - левый галс. Обратите внимание, что на рисунке сверху правый галс выделен зеленым цветом, а левый красным, это сделано потому что - по МППСС 72 (международные правила предупреждения столкновения судов) при расхождении судов на разных галсах, судно идущее правым галсом имеет преимущество перед судном идущим левым галсом. 

Левый правый галс

Яхта идет правым галсом курсом бейдевинд.

Наветренный, подветренный

- могут называть положение яхт относительно друг друга. Яхта которая выше по ветру, соответственно - наветренная, ниже - подветренная. Такая же ситуация и с бортом судна. Борт на который дует ветер - наветренный, а борт с которого дует ветер подветренный. Берег на который дует ветер называется - наветренным, соответственно с которого дует ветер - подветренный.  
Наветренный подветренный
Для тех, кто хочет разораться как правильно управлять яхтой под двигателем, переходите на страничку "Швартовка яхты"

Если вы прочитали эту страничку, или просто обладаете знаниями в этой области, то мы предлагаем вам попробовать силы в тесте по управлению яхтой.

Тест Управление яхтой

 





Расписание заездов учебных групп.