Швартовка яхты

Управление яхтой под двигателем: ТОП-8 подсказок для новичков

Поговорим о страхах и заблуждениях начинающих яхтсменов при швартовке яхты. В самые страшные дебри вдаваться не будем – начнем с «азов». Знаете, чего больше всего боятся новички в яхтинге? Оказывается, что яхта окажется плохо управляемой или не управляемой вообще. В нашей лекции мы развеем заблуждения и откроем самые главные секреты управления яхтой. 

Размер и движение – имеют значение: как движется яхта? 

Те, кто привык управлять автомобилем, ступая на борт яхты, внезапно осознают – на лодке нет такого же жесткого сцепления с поверхностью, как на машине. Поэтому необходимо осознать, что воздействие любых внешних сил неизменно приводит к изменению траектории движения яхты. Второе немаловажное значение имеет конструкция яхты.

Когда наша яхта имеет ход относительно воды, направление ее движения всегда стабилизируют набегающие потоки воды на корпус, киль и перо руля. Но как только вы остановите яхту, под воздействием силы ветра вы начнете двигаться или в подветренную сторону – в так называемый дрейф (смотрите раздел «Управление яхтой под парусами»), или в сторону движения течения. 

Вывод:
Яхта, не имеющая ход относительно воды, – неуправляемая.

Помни о габаритах! – разбираемся в поворотах

Итак, мы уяснили самое главное: яхта – это не машина! А, значит, нужно привыкнуть к тому, что траектория движения яхты при маневрировании будет отличаться от траектории движения машины. Раскрываем главный секрет маневрирования на яхте: запомните, что точкой поворота на лодке является киль. В реальности это выглядит так: вы поворачиваете штурвал влево, и траектория движения носа пойдет влево, а кормы – вправо. Самая распространенная ошибка у новичков, когда они стоя лагом к пирсу или между яхтами пытаются повернуть руль, чтобы сразу в момент движения начать поворот. Поворот у вас не получится, так как корма упрется в пирс или в соседнюю лодку. 

 

Управление яхтой
Яхта с одним пером руля будет сразу получать набегающий поток на руль при включении трансмиссии на ход вперед и поворот начнется сразу, а вот при ходе назад, набегающий поток создастся только после набора скорости.

Яхта с двумя перьями не имеет набегающего потока от винта и поэтому она управляется только когда имеет достаточную скорость относительно воды.
Яхта с двумя перьями

Вывод:
яхта поворачивает вокруг киля.

Ветер с моря дул или как ветер воздействует на яхту?

Все помнят, как устроена яхта? Взглянув на классическую схему конструкции яхты, мы увидим, что мачта здесь расположена перед килем, а винт, то есть движитель яхты, находится ближе к кормовой части лодки, между килем и пером руля (Забыли устройство яхты? Зайдите сюда). Если паруса на лодке убраны, максимальное воздушное сопротивление нам дает мачта. А так как центр бокового сопротивления яхты (он образуется в результате суммы бокового сопротивления корпуса, киля и пера руля) смещен в корму, то, соответственно, при воздействии всех этих сил яхта будет стремиться развернуться кормой против ветра. При ветре с кормы вы можете засчет двигателя контролировать положение яхты - это устойчивое положение яхты.
Устойчивое положение яхты

Вывод:
Устойчивое положение яхты кормой против ветра.

Работа течения: что сильнее – вода или ветер?

Водное течение совсем иначе действует на яхту, позволяя яхтсмену в отдельных случаях сохранять контроль над лодкой. Так, например, если течение, будь то встречное или попутное, идет вдоль судна, вы можете спокойно, не имея ход относительно грунта, контролировать положение яхты. Лодка будет управляемой за счет образующегося набегающего потока. 

Чтобы задать правильную траекторию движения яхты при воздействии течения, необходимо вспомнить курс геометрии: нужно получить сумму векторов направления движения яхты и направления течения. Конечный результат и покажет путь, каким пойдет ваша яхта.

Как применять это знание на практике? Так, при швартовке с течением вам придется маневрировать на более высоких скоростях: таким образом, за счет увеличения вектора скорости яхты вы минимизируете воздействие вектора течения. В приливно-отливных водах можем порекомендовать вам подождать высокой или низкой воды, когда течение прекратится. И уж чего точно не советуем – пытаться ждать «погоды» на реке :) Учтите, что в комбинации «ветер плюс течение» даже самое небольшое течение будет влиять на яхту сильнее, чем ветер. А все потому, что плотность воды намного выше плотности воздуха. 

А - вектор скорости яхты
В - вектор скорости течения
С - траектория движения яхты с учетом течения
Воздействие течения на яхту

Вывод:
При воздействии течения – устойчивое положение яхты по течению или против течения. Маневрировать приходится на более высоких скоростях.

Куда винт крутится – помним об «эффекте винта» 

Наверняка, вы замечали, что когда маневрируете в марине в отсутствие ветра, при остановке яхты и наборе хода назад ваша яхта вдруг неожиданно не только гасит скорость, но и начинает поворот. Отгадка проста – так на яхту воздействует эффект винта. Винт, как и колесо, всегда вращается в одну сторону. Представив, что вместо винта на яхте колесо, а вместо воды – твердая поверхность, мы поймем, что колесо у неуправляемой яхты покатится в определенную сторону – например, вправо, как на нашей картинке. 

Эффект винта
На современных яхтах встречаются две основных системы привода винта – вальная или система сейлдрайв, в простонародье нога). В вальной системе винт расположен ближе к корме, поэтому эффект винта от его вращения на движение яхты будет сильнее. И пока рулевой яхты сообразит, остановится, наберет ход назад, его лодка может успеть повернуться примерно на 45 градусов. При системе привода сейлдрайв эффект винта не так ярко выражен, потому что винт находится дальше от кормы.
Системы движителей
Наибольшая максимальная эффективность винта, само собой, наблюдается при ходе яхты вперед – так уж спроектирован винт на лодке. Поэтому при движении яхты вперед эффект винта почти незаметен. Другое дело – при ходе лодки назад, он проявляется сильнее. Учтите, что винты бывают левого и правого вращения: соответственно, при эффекте винта ваша яхта будет поворачивать влево или вправо. 

Вывод:
Всегда учитывайте эффект винта.

Наветренные швартовы и шпринги - ваши спасители в сильный втер

При маневрах используйте швартовы и шпринги, они помогут вам задать правильное начальное положение яхты при сильных ветрах. Например, при сильном боковом ветре лучше оставить наветренный швартов, дать ход вперед, тем самым подвинув нос против ветра, отдать муринг и потом кормовой швартов, не сбавляя газа. Тут надо помнить, что швартов перед отдачей необходимо зачистить и сбухтовать (т.е. аккуратно сложить, не допуская образования узлов). Ни в коем случае на швартове не должны затягиваться узлы, а сам он не должен застревать в скобе или утке на пирсе, через которую проходит. Следить за этим процессом – задача рулевого. Если же швартов все-таки зацепился, следует немедленно остановить яхту, чтобы не последовало рывка.
Отход яхты боковой ветер
При навальном ветре следует использовать шпринги. При стоянке лагом с навальным ветром можно отходить с носовым шпрингом или с кормовым шпрингом.

Отход с носовым шпрингом. Отдаем швартовы, здесь главное оставить до последнего тот конец, который позволит яхте оставаться зафиксированной. В данном случае это кормовой шпринг, его отдаем в предпоследнюю очередь.

Яхта Шпринги Швартовы

Оставляем носовой шпринг и даем ход вперед. Главное, чтобы шпринг был натянут: если он будет провисать, а яхта начнет движение, в момент натяжения у вас может произойти сильный рывок. Далее поворачиваем штурвал в сторону пирса, чтобы реактивная сила от винта отодвинула корму в сторону. Этот маневр эффективен на яхте с одним пером руля, а вот с двумя перьями – эффективность уже не та.
Швартовка яхты

Ждем, пока яхта повернет на угол 45 градусов относительно пирса О чем нужно помнить во время этого маневра? Прежде всего – контролируйте кранец, защищающий нос. Второе – ни в коем случае не травите носовой шпринг, иначе вы упретесь носом в пирс и повредите его.


Швартовка яхты

Теперь все делаем одновременно, выключаем ход вперед, включаем ход назад, руль перекладываем на противоположную от пирса сторону, даем команду матросу отдать шпринг


Швартовка яхты

При отходе от пирса рулевому надо следить, чтобы конец, который отдает матрос, не зацепился за швартовое устройство на пирсе.

Также вы можете отойти от пирса, используя кормовой шпринг. Но в этом случае вам придется работать ходом назад, а, как известно, при ходе назад винт менее эффективен. И тогда отвести нос будет еще сложнее в сильный прижимной ветер. И тогда во время отхода яхта встанет в самое неустойчивое для нее положение - носом в сторону ветра, в отличие от отхода кормой, о чем мы писали в предыдущей главе. 
 
Это видео снято в нашем походе по Шотландии. Хотя ветра и нет, но порядок действий при отходе с кормовым шпрингом виден очень хорошо.

Вывод:
Всегда представляйте себе механику воздействия ветра, работы винта, швартовых, шпрингов, руля.

Куда ставить-то или подготовка к швартовке

Приближаясь к марине, особенно неизвестной вам марине, обязательно изучите всю информацию о месте будущей швартовки, которую только сможете найти. Ваши помощники, в первую очередь - яхтенный путеводитель, навигационные карты, интернет. Необходимо удостовериться, что местные глубины подходят для осадки вашей яхты, а размеры мест в марине соответствуют ее длине и ширине. Помните о местных особенностях: в некоторых странах, например, Голландии или Испании, организован пирс для ожидания, то есть сперва вам придется швартоваться к этому пирсу. В Италии вас встретят и сопроводят до места швартовки на тузике, в Хорватии и многих других странах, на пирсе вас уже будет ждать маринеро, показывая куда именно ставить-то – то есть швартоваться. Обязательно уточните канал VHF, по которому вы должны связаться с мариной, сообщить название яхты и ее размеры. Учтите, что, например, в США и Канаде заходить в марину без предварительной связи по радиостанции считается большим неуважением. 

Итак, вы уточнили место своей швартовки и теперь можете зайти в марину, оценить все сложности и нюансы швартовки. Вот небольшой to do лист того, что нужно сделать и на что обратить внимание каждому яхтсмену: 

- Уточнить высоту размещения кранцев. Если вы встаете между двух судов, то высота кранцев должна быть на уровне борта. Если вы швартуетесь к плавучему, чаще всего низкому, пирсу, кранцы вешаются на уровне воды. 

- Завести швартовые. Что значит – обязательно провести их под рейлингами и сбухтовать. Если вы встаете к плавающему пирсу с так называемым пистоном (выступ, к которому крепятся швартовы), оцените размер пистона. Может случиться так, что вам нужно будет растянуть яхту двумя швартовыми, и тогда носовой швартов придется заводить не на носовую утку, а на среднюю. Если же размер пистона меньше размера яхты, вам нужно будет использовать при швартовке шпринг, и, соответственно, ваша лодка не будет жестко закреплена.
Крепление швартовых и шпрингов
- Определите опасную сторону в марине – обычно это подветренные пирсы и яхты. Маневрировать около них опасно. Особенно если вы хотите изменить направление движения. При остановке и набора хода в противоположенную сторону, какое-то время яхта будет неуправляема и ее может навалить на яхты или пирсы которые находятся от вас ниже по ветру.  Та часть марины, которая выше по ветру - безопасна, так как в случае неудачного маневра вас отнесет от препятствия ветром. Смотрите рисунок внизу.
Марина швартовка
- Обратить внимание на направление ветра. Самой простой швартовкой будет вариант швартовки кормой против ветра, место A на рисунке внизу – в этом положении яхта наиболее устойчива. Если же ветер дует сбоку, место B и D вам придется сперва задать наветренный швартов, что обеспечит контроль над яхтой. Дав ход вперед с наветренным швартовым, вы, тем самым, сможете контролировать положение яхты. Если ветер дует с носа, место С, рекомендуется задать оба кормовых швартовых и дать ход вперед. И только после этого заводить муринг. 

- Выработать план действий, распределить роли в команде, объяснить, как заводится муринг и швартовы. 

 Есть такой термин как -  «одержать яхту» - это значит погасить инерцию и не задать обратное направление движения яхты. Не стоит этого делать руками, а уж тем более ногами. Не забывайте даже яхта длинной 11 метров, весит порядка 8 тонн, поэтому лучше использовать кранец. 

- Назначить человека с кранцем, который будет подкладывать его в место возможного контакта корпуса вашей яхты с другим судном или пирсом. 

- Выработать план B на случай, если ваш первоначальный план не удастся и что-то пойдет не так. 
Швартовка яхты

Слон в посудной лавке или маневрирование в марине

Швартовка швартовкой, но до места швартовки еще необходимо добраться. Иными словами, вам придется маневрировать, соблюдая при этом ряд необходимых правил и условий. 

Пример: План А -  Швартуемся на место B. Из положения 1 швартовать нашего «слона» не самая лучшая идея. В этом положении вы не можете остановить лодку, так как она навалит на подветренную яхту.
швартовка в марине неправильные действия
Поэтому вам придется маневрировать вне марины и заходить кормой вперед. Минус этого варианта в том, что суда, идущие на выход из марины, могут не понять ваших маневров, и они внесут определенную неразбериху в расхождение.
Заход кормой в марину

Соответственно заходить на ваше место будет удобнее из положения 2. В этом положении, хоть вы и находитесь рядом с опасной зоной, положение кормой против ветра является устойчивым, а сам маневр – безопасным. При заходе на наше место динамика поворота нашей яхты будет направлена с заносом носа яхты на ветер, что поможет немного компенсировать воздействие ветра. 
 Правильная швартовка в марине
План B – если вы неправильно рассчитали траекторию, и маневр захода на место не удался, то вам надо будет остановиться, вернуться в положение 1 и осуществить заход заново. Если траектория движения правильная, но вы не дошли до пирса и не задали наветренный швартов, то вам придется защищать левую переднюю скулу яхты. И уже потом исправлять ситуацию, одерживаясь от подветренной яхты и заводя швартов. 
 
Подготовка яхты. Кранцы вывесить на высоту борта. Правильно завести швартовы под релингами. Объяснить матросу, что в первую очередь мы задаем наветренный швартов на пирс, т.е. швартов правого борта.  Человеку с кранцем объясняем его действия: в случае удачного захода – защищаем корму, при неудачном - левый борт. Назначаем ответственного за заведение муринга. Вручаем ему багор и предупреждаем о том, чтобы он отводил муринг подальше от винта, чтобы его не намотать.

- Будьте особенно осторожны, если вы работаете винтом при заводе муринга. Муринг можно намотать на винт! По статистике это бывает очень часто.
- Если маневр не удался, и вы видите, что для исправления ситуации у вас нет места, старайтесь погасить продольную скорость яхты, поставьте ее практически в дрейф. В этом случае человек с кранцем может сохранить ваш депозит) 
 
Надеемся наши советы помогут вам безопасно швартоваться. Записывайтесь в нашу яхтенную школу на практический  курс "идеальная швартовка" подробности о курсе здесь. 
 
Удачи всем на морских просторах, и подруливающее устройство вам в помощь!

Алексей Трофимов