Буксировка лагом.

Давайте разберемся, чем  буксировка лагом (под бортом)отличается от буксировки на конце за кормой? Такой способ буксировки дает возможность лучше контролировать буксируемое судно. В нужный момент вы можете повернуть или остановить весь состав. При буксировки на конце за кормой, буксируемый объект остановить не возможно, он остановится только тогда - когда потеряет инерцию. Длинна буксирного конца должна быть довольно большой, это обусловлено тем - что бы уменьшить воздействие кильватерной струи от буксира, на буксируемый объект.  Поэтому длинна вашего состава будет довольно большой и управляемость соответственно намного ниже чем при буксировке лагом.  

При буксировке лагом, вы лишены всех этих минусов. Вы даже можете спокойно подвести буксируемое судно к пирсу и там его пришвартовать.

Какие минусы есть при буксировки лагом? Основной минус это то - что суда находятся рядом друг с другом, и при большой волне, а также большой скорости могут повредить борта. Для того чтобы этого избежать надо правильно заводить швартовы и шпринги.

Буксировка лагом. Балтийское море, Скаген, 2010 год. У второй яхты закончилось топливо.
Буксировка лагом

Давайте разберем как это сделать. То что написано далее - одинаково относится как моторным судам (катерам) так и к яхтам под двигателем.

Первое -  как мы сказали- это надо защитить борта. Для этого все кранцы вывешиваются между двумя судами (яхтами).

Второе - надо правильно задать швартовые концы и шпринги.

Вы задаете кормовой и носовой швартов. При такой схеме у  вас произойдет следующее: как только буксир (яхта) пойдет вперед , буксируемая яхта за счет воздействия носового швартова  начнет прижиматься, и чем будет быстрее скорость - тем сильнее буксируемая яхта будет прижата к буксиру.  
Буксировка лагом использование швартовых

Чтобы этого избежать, надо завести шпринг со средней или носовой утки буксира на кормовую утку буксируемого судна. И правильно отрегулировать его длину, что компенсирует прижатие буксируемого судна к буксиру.
Буксировка лагом использование шпринга

Как отрегулировать его длину? Начните движение посмотрите возникает ли нагрузка на кранцы, если да, то немного сбавьте скорость буксира - это ослабит нагрузку на шпринг, подтяните его, увеличьте ход, проверьте нагрузку на кранцы. Проделывайте эту процедуру до тех пор пока яхты не перестанут прижиматься друг к другу.

На этом видео снята буксировка яхты намотавшей конец от буйка рыболовной сети.

Шотландия, остров Мул. Август 2018 года.
Погодные условия: волна - 50 см, ветер до - 20 узлов.

Удачи на море!  Алексей Трофимов