Вышла статья про Голландию и квест регату в ноябрьском номере журнала Yacht Russia. К сожалению статья была отредактирована и многие интересные моменты из квеста были удалены, поэтому оригинал статьи мы приводим ниже....
Голландия. Средневековая неделя на традиционных судах.
Сколько раз, встречая в Балтийском и Северном морях старинные парусники, мы хватались за фотоаппараты, делали многочисленные снимки и мечтали когда-нибудь попасть на борт такого судна. Когда мы начали часто ходить на яхтах по Голландии и увидели, что традиционные голландские парусники там не экзотика, а довольно обычное дело, нам стало ясно – пора действовать!
Мы нашли судовладельцев, сдающих старинные суда в баребоат, и началась переписка… Переговоры длились почти месяц, но в итоге профессиональный сертификат 200 тонн, опыт наших капитанов и благодарственные отзывы различных чартерных компаний после регат сделали свое дело, и нам было разрешено походить на трех старинных судах.
Во время этого путешествия мы просто влюбились в традиционные голландские суда, и сомнений по поводу очередной исторической квест-регаты у нас не было – только на старинных лодках, в Голландии, на тему Голландской Ост-Индской компании.
Мы решили, что для проведения этой регаты больше всего подходит начало октября, когда резко уменьшается количество туристов, и можно полностью погрузиться в атмосферу Средневековья.
И вот мы едем по Голландии в арендованных минивенах. Внезапно все замирают, увидев картину, похожую на мираж – по полю идет яхта под парусом. Яхта плавно, красиво, пересекает поперек нашу дорогу и идет дальше. Приблизившись, мы понимаем, что яхта идет по каналу, проложенному прямо над дорогой, но магия увиденного еще долго не отпускает нас.
Наконец, мы в марине. Нереально красивые, похожие на больших сказочных птиц лодки тихонько качаются среди замшелых деревянных столбов. Заходим на борт – и совершенно выпадаем из времени. Широкая палуба с большими лавками по краям, красивый деревянный штурвал, огромное бревно грота, деревянное перо руля, украшенное сверху резной диковинной птицей – то ли аистом, то ли пеликаном, старинная рубка с решеткой маленьких стеклянных окошек, уютная кают-компания с качающейся лампой наверху и картинами на стенах. Какие все-таки голландцы молодцы, что так бережно относятся к своей истории, и мы сейчас имеем возможность ощутить себя участником Ост-Индской компании.
Классические голландские суда прекрасно приспособлены к хождению по мелководной части Северного моря и по каналам, прорытым много-много лет назад. К тем, кто ходит на этих судах. здесь относятся с большим уважением. Нас ставили во всех маринах на лучшие места, разрешали проходить по каналам прямо в центр города и вставать к городским стенкам, в общем, везде – зеленый свет! Когда мы спрашивали что-то у местных мореходов, в их отношении всегда чувствовались уважение и благодарность за внимание к истории их страны. Основные типы традиционных голландских судов – лемстераак и виссерманаак.
Лемстераак – судно, предназначенное для перевозки людей и грузов, фактически парусная баржа (аак – это баржа по-голландски), а виссерманаак предназначен для ловли рыбы, в основном, селедки и угрей. Поэтому у виссерманааков – огромный кокпит с плоской палубой и небольшое пространство внутри, а у лемстерааков, наоборот, относительно небольшой кокпит и большое внутреннее пространство. У всех этих судов ширина практически одинаковая по всей длине, то есть нет сужения в носу и корме, за счет чего внутри довольно просторно. Привычное на обычных яхтах деление на двухместные каюты на таких судах – редкость, планировка самая разнообразная, как правило, одна двухместная каюта, а остальные каюты – большие, с несколькими спальными полками на разных уровнях. Туалет – один на всю лодку, независимо от количества спальных мест. Зато кают-компания почти всегда просторная, красивая и уютная.
Отопление есть на всех судах, у нас было даже центральное, с батареями в каютах, салоне и туалете. У виссерманааков из-за большого кокпита кормовые каюты низкие и тесноватые, фактически – просто спальные места. Кухня обычно основательная, газовые плиты часто без карданов, газовые баллоны большие и тяжелые, холодильники вместительные. В нашей исторической квест- регате участвовало четыре лемстераака и один виссерманаак. Одно судно было судейским, остальные представляли четыре акционерных компании, которым предстояло соревноваться за главный приз.
Перед началом регаты мы провели тренинг с капитанами, которые с нами не ходили в прошлом году, рассказали о многочисленных нюансах управления этими красавцами и тонкостях работы с гафельным вооружением. Управление совершенно отличается от управления классической яхтой. Корпуса плоскодонные и не имеют развитого киля, поэтому при повороте нос поворачивается, а направление движения судна изменяется очень медленно. Для того, чтобы достаточно резко повернуть, нужно опустить шверт со стороны борта, противоположного направлению поворота.
В связи с надвигающимся штормом нужно было очень тщательно спланировать маршрут, и мы решили сразу после приемки лодок перейти в маленький городок Хинделоппен, расположенный в миле от входа в канал, по которому можно зайти внутрь материка и спрятаться от сильного ветра и волн. Мы с трепетом заводим старый, но очень ухоженный движок- восьмицилиндровый дизель фирмы MAN. Движок находится в моторном отсеке под стальной плитой весом килограмм шестьдесят. Там же находится набивной сальник, в котором каждый вечер нужно создавать давление вручную, поворачивая ворот. Переход маленький, всего 7 миль, мы преодолеваем это расстояние довольно быстро.
В марине Хинделоппена распоряжается обаятельный интеллигентный дедок в морской форме с военной выправкой. Он каждый утро поднимает голландский флаг и каждый вечер его опускает, вокруг всегда вьется стая местных ребятишек, готовых послушать морские рассказы и научиться чему-то новому, например, открывать и закрывать старый механический шлюз. Хинделоппен – очаровательный маленький городок с шлюзом и шлюзовым домиком XII века, украшенным колоколенкой. В городке есть краеведческий музей и музей коньков. Вместо улиц – каналы с качающимися на них лодочками. Все какое-то нереально-красивое и сказочное – ухоженные домики, зеленые дворики, полные достоинства коты.
Рядом с мариной – знаменитая скамья лгунов, на которой сидят вышедшие на пенсию шкиперы и плетут небылицы из своего морского прошлого. Нам было необыкновенно приятно, когда хозяин марины, показывая места для швартовки, сказал: «А я вас помню, вы в прошлом году в это же время приходили и стояли вон у того пирса.»
В Хинделоппене мы провели открытие регаты и вечер представления команд. Наш артистичный ведущий, журналист и писатель Алексей Анастасьев, вышел в камзоле и треуголке – и у нас началась неделя жизни в XVII веке...
Утро было хмурым и ветреным, все говорило о надвигающемся шторме. Докупив в местном яхтенном магазине все необходимое для борьбы с непогодой, мы собрались на первый конкурс – компании соревновались в искусстве дипломатии – рассказывали морские истории, добавляя одну не соответствующую истине деталь, которую другие команды должны были обнаружить. Мы планировали провести этот конкурс на скамье лгунов, но она действительно была постоянно занята беседующими шкиперами-пенсионерами, и нам пришлось довольствоваться соседними лавочками.
После окончания конкурса торопимся выйти из марины и уйти во внутренние каналы, и в итоге попадаем в самую непогоду – шквальный ветер, волны, ливень, град… Но шквал проходит, мы шлюзуемся – и оказываемся в сказке из игрушечных городков и разводных мостов, медленно и плавно движемся по каналам- улицам среди ухоженных садиков и двориков. Наша цель – средневековый городок Снек. Снек – единственный город Фрисландии, окруженный крепостной стеной XVI века с водными воротами Ватерпорт XVII века. Зайдя по каналам вглубь города и отшвартовавшись практически в центре, судейская бригада в ночи под дождем побежала делать закладки – записочки с указанием на главный тайник и собственно закладку – компас. Компас спрятали под старыми швартовами возле основной достопримечательности города – у подножия водных ворот, а вот записочки в самых непредсказуемых местах – цветочных клумбах, под рекламным щитом…
С утра тихий город наблюдал за беготней и странными действиями людей в разноцветных ветровках . Но вот компас найден – и мы отправляемся по каналам на юг, к заливу Зюйдерзее. Шлюзуемся и выходим на открытое пространство. Ветер по-прежнему сильный, но наш. Опускаем бушприты, натягиваем страховочную сетку под бушпритом и начинаем волшебную процедуру постановки парусов. Встаем против ветра и с помощью хитрого механизма, который соединяет две лебедки трансмиссии, поднимаем тяжелый гафель грота до тех пор, пока не натянется передняя шкаторина. После чего отключаем трансмиссию, и с помощью второй лебедки натягиваем заднюю шкаторину, изменяя угол гафеля. Итак, грот поставлен. Натягиваем наветренный бакштаг и ложимся на курс. Ставим стаксель и опускаем подветренный шверт. На традиционных судах рифиться в море при сильном ветре очень сложно, обычно это делают заранее в марине, и наши красавцы на полных парусах стремительно пересекают залив.
Мы заходим в марину Эндхяйзена - исторического города с хорошо сохранившимся старым центром. Марина по размерам не уступает городу, но даже сейчас, в октябре, она заполнена. Мест нет, но нам разрешают встать прямо рядом с офисом марины. Вечером в этом средневековом торговом городе наших участников ждет торговый конкурс – нужно определить на ощупь различные ткани и на вкус и запах – различные пряности. Шум, веселье, на судейском судне долго не выветривается запах смеси пряностей.
Утро проводим в замечательном музее под открытым небом – старой деревне с рыбацкими лодками, мельницами и коптильнями. Красивые старинные домики, две церкви XV века, старинная прачечная и многочисленные ремесленные мастерские.
А потом – очередной, самый что ни на есть морской конкурс – из двух тонких реек, транспортира и скотча, с добавлением любых предметов, которые могли использоваться в старину, нужно за полчаса смастерить инструмент, заменяющий секстант. А потом этим инструментом замерить три различных угла, в том числе и высоту солнца над горизонтом. Проверка измерений проводилась с помощью настоящего секстанта. Наши участники оказались великолепными изобретателями! Ровно через полчаса они принесли четыре абсолютно разных инструмента! Кто-то смастерил простой, но весьма эффективный деревянный треугольник, кто-то наоборот – сложный прибор с отвесом, а кто-то придумал жестко соединить две рейки с помощью измерителя. Но больше всего нас поразили результаты замеров – точность была настолько высокой, что все эти инструменты вполне могли использоваться для определения координат! Порадовавшись за наших талантливых моряков, мы оглашаем дистанцию гонки – обогнув остров, придти в соседний город Медемблик.
Половину дистанции лодки идут в лавировку, при поворотах задействована вся команда. На традиционных голландских судах поворот – дело непростое. Только, чтобы переложить огромное деревянное перо руля с одного борта на другой нужно сделать 10 оборотов тяжелого деревянного штурвала, при этом рулевому приходится приседать, так как тяжелое бревно гика проносится над головой. Команда в это время должна быстро поменять рабочий бакштаг, опустить шверт с подветренного борта и выбрать с наветренного. А также поменять рабочие шкоты на стакселе и кливере. Тупой нос ударяется о встречную волну, скорость практически не падает благодаря большому весу, но сильно заливается палуба и кокпит, что несомненно добавляет острых ощущений
А после гонки всех ждет кулинарный конкурс – традиционные голландские блины. Все сыты и веселы и с нетерпением ждут следующего дня – главное состязание которого – морской бой.
Сначала все суда должны встать на якорь, что само по себе уже довольно сложная процедура, так как якоря отдаются и поднимаются вручную. Потом нужно поднять якорь, поставить паруса без использования двигателя, пройти по корме стоящего на якоре судейского судна и попасть мячиком в цель в кокпите судейского судна. Маневры удались, правда точно в цель не попал никто, хотя многие снаряды-мячи упали совсем рядом с целью. Но это не повлияло на хорошее настроение, и следующая за морским боем гонка прошла весело и с азартом. Финиш гонки – у шлюза внешней дамбы, отделяющей залив Зюйдерзее от Северного моря и защищающей внутреннюю часть от сильных приливов и отливов. Проходим шлюз – и по обставленному судовому ходу между мелей и осушек движемся к острову Тессель.
Тессель был местом старта и финиша кораблей Ост-Индской компании. Именно здесь товары из Индонезии перегружались на местные баржи и развозились по голландским городам. На берега этого острова Северо-Атлантическое течение выносит все, что попадает в океан и плавает тысячи миль. Используя эту особенность, жители острова создали музей кораблекрушений из экспонатов, принесенных морем и извлеченных из глубин.
К острову подходим уже в полной темноте, осторожно перемещаясь среди неосвещенных буев и многочисленных столбов в марине. Учитывая сильный ветер и приливо-отливные течения, швартовка проходит в экстремальных условиях, но наши капитаны успешно преодолевают все трудности, справляются отлично, и судьям можно спокойно прятать очередные закладки. На этот раз это предметы, которые может выбросить море – рейка, веревка, кусок паруса. Завтра, предварительно найдя по шифровкам закладки, командам нужно будет за полчаса придумать максимальное количество вещей, которые можно сделать из этих предметов, если вдруг окажешься на необитаемом острове.
Наши участники вновь проявили необыкновенные способности – одна команда составила список из сотни полезных предметов. Да, ребята вполне освоились в XVII веке и прекрасно себя чувствуют.
Пробежка по необычному музею – и снова в путь – в город Харлинген, расположенный у противоположного шлюза с внешней стороны дамбы. Когда-то этот город служил основной базой фризского флота. Снова сложный заход в темноте, нам разводят пару мостов – и мы в уютном канале внутри города. Местный волонтер с бокалом вина в руке радостно нас приветствует и показывает свободные места, предупреждая, чтобы ни в коем случае не натягивали швартовы – сейчас сизигия, приливы и отливы довольно значительные, и судно будет в течение ночи подниматься и опускаться.
Утром подводится итог конкурса, который продолжался всю неделю – торговле акциями- каждой команде были выданы акции, котировки которых менялись каждый день в зависимости от успехов в гонках и конкурсах. Каждый день по полчаса на судейском судне работала «биржа», где можно было акции продавать и покупать. Все-таки Ост-Индская компания – первое акционерное общество!
Неделя пролетает незаметно, и вот мы уже возвращаемся на базу. Проходим разводные мосты и шлюзы, переходим снова в Зюйдерзее. Швартуемся, сдаем лодки. Вечером собираемся в уютном голландском ресторанчике, на белой плитке стен - синие лемстерааки. Вручаем победителям приз – старинную карту на холсте, и всем участником – памятные медали с изображением лемстерааков, благодарим ведущего и оператора, прямо на стенке смотрим наспех смонтированный немой фильм. Все поздравляют друг друга, положительные эмоции льются через край, мы прощаемся с XVII веком и будем ждать новых встреч на исторической квест- регате осенью 2015 года на древней Сицилии.
Стоянки:
1. Хинделоппен – милый городок с морскими традицими. Хорошая закрытая марина с бассейном, заход очень узкий.
2. Снек – довольно большой старый город внутри Фрисландии, заход только по каналам на судах с очень маленькой осадкой. Марины практически во всех каналах города.
3. Эндхяйзен –исторический город с хорошо сохранившимся старым центром и большой хорошей мариной. Прекрасный морской музей и музей под открытым небом.
4. Медемблик – старый город, марины практически во всех каналах.
5. Остров Тессель – самый крупный и оживленный из Фризских островов, марина – одна из самых дорогих в Голландии – за лемстераак примерно 60-70 евро (остальные марины порядка 20-30 евро). Заход в марину сложный, приливо-отливные течения, практически всегда сильные ветра, много столбов, заходы узкие. Музей кораблекрушений.
6. Харлинген – приятный старинный городок, много хорошо сохранившихся зданий. Стоянка в каналах.
7. Маккум – маленький традиционный голландский городок с большой мариной.
Стоимость стоянок в маринах невысокая – 20-40 евро за ночь. Марины хорошие, везде есть души, туалеты, вода, электричество. В Голландии вообще практически в любом городе в любом месте есть марина со всеми необходимыми сервисами.
Взять в чартер традиционные голландские суда довольно сложно, сдают их мало и неохотно, нужна высокая квалификация шкипера и опыт хождения на больших тяжелых судах. Управлять такими лодками действительно очень сложно, нужно реально оценивать свои силы, способности и навыки. Всегда требуется как минимум 2 шкипера, хотя желательно 3 опытных капитана на каждое судно. Сертификат радиооператора обязателен. Многие шлюзы и разводные мосты нужно запрашивать перед проходом.
Добираться до большинства маленьких городов Голландии, в которых стоят такие суда, непросто, оптимально лететь в Амстердам или Дюссельдорф и брать напрокат машину. Автомобильные стоянки в маринах бесплатные. Почти на всех традиционных судах не дают белье и одеяла даже за дополнительную плату, нужно все везти с собой. Отопление на судах, как правило, хорошее, часто даже центральное, с обычными батареями, температуру можно регулировать.